Танец живота - это экзотика появившаяся в нашем городе с 2004 г. В зависимости от того, что подразумевается под словом "танец живота". Хотела немного об этом рассказать, так как ещё не все понимают, что же это такое.

Восточный танец – это танец, ведущий свое происхождение от народов северной Африки, Ближнего, Среднего Востока и Турции, в котором задействовано все тело, но основной акцент делается на движения бедрами. 

Восточный танец имеет множество названий:

Raks Sharqi – в переводе с арабского означает "танец Востока" или "восточный танец", как правило это тот же стиль сценического танца, что и "bellydance" на Западе. Сами танцовщицы Востока предпочитают употреблять именно этот термин. 



Belly Dance или Belly dancing – Западное название для разных видов танцев Среднего Востока, включающих изолированные движения тела. Точное происхождение термина неизвестно, возможно он произошел от неправильного понимания слова "Baladi" ("белади" с арабского языка переводится как "народный") или французской фразы "Danse du Ventre" (подробнее об этом см. «История bellydance»). Хотя данное название считается неправильным, со временем оно настолько «приклеилось» к восточному танцу, что многие до сих пор предпочитают говорить «bellydance» (даже у нас, в России, оно популярно). Сама фраза "Danse du Ventre" переводится как «танец желудка» или «танец живота». То есть беллидэнс - это и есть танец живота. 

Oriental Dance или Danсe Oriental – термин, иногда используемый как синоним для Raks Sharqi и более объемлющий, включающий стили "танца живота", стили из Raks Baladi (в переводе с арабского означает "народный танец", являющийся традиционной формой средневосточного женского сольного танца с фольклорными истоками, на которые оказал влияние Запад и Голливуд). 

Зарубежные исследователи выделяют три термина: восточный танец (oriental dance или ракс шарки), танец живота (belly dance, шоу-беллиданс, фитнесс беллиданс) и фолк (народный восточный танец).



Классический Raks Sharqi

    Это самое элегантное представление средневосточных танцев. В этом стиле танцуют на всём Среднем Востоке, а особенно в Египте, Ливане, Сирии и Турции. Обычно Ракс Шарки интерпретируется одной танцовщицей, которая часто импровизирует. Движения тела изолированы и выражены. Танцовщица очень часто на носках, осанка прямая , а движения рук гармоничны и никогда не являются бессистемными. Стиль Ракс Шарки отличается и техникой исполнения , в зависимости от страны, где он исполняется. Ливанский стиль. Движения отличаются от египетского стиля большей экспрессивностью, особенно движения бёдер, более распостранённо использование мыщц диафрагмы. Намного более распространена также и работа на полу. В Ливане отдаётся предпочтение стройным танцовщицам. В танце более выражен темперамент, а музыка в среднем более динамичная. Турецкий стиль называется «Oriental Tansi». Главная разница в объёме движений. Египетские танцовщицы двигаются на сцене сдержанно, контролируя своё тело, а турецкие же наоборот – их движения энфатизированы. Этот стиль очень энергичен и включает в себя даже акробатические элементы. Используется много работы в партере, что в Египте было запрещено и со временем утратило свою популярность.

В Египте его исполняют на фестивалях и различных торжествах (свадьбы), а также в пятизвёздочных отелях. Подъём классического ракс шарки в России начался с 2006 г. На конкурсах появилась для него отдельная номинация. Наконец произошло чёткое разграничение классического стиля от шоу-беллиданса. Raks Sharqi - это classic antre, shaabi, baladi (классика, не фольклорный). В репертуаре танцовщицы вы всегда найдёте композицию, которая называется entrèe или «межансе» (этот термин имеет французское происхождение, но широко используестя на Востоке) , которое является «визитной карточкой» танцовщицы и включает в себя разные ритмы и из фольклорных стилей. 


Естественно, музыка оказывает огромное влияние на танец. В турецком и ливанском стилях Ракс Шарки используются те же инструменты, что и в Египте с одной разницей: ритм. Обычно используются два ритма: например Саиди и Халиги. Музыка для этого стиля не имеет каких-либо отличий от той, которая используется в других стилях. Она может менять несколько раз ритм на протяжении одной композиции. В отличие от турецких и ливанских стилей, здесь танцовщица работает на мелодию ,а не только на ритм. Всегда присутствует «Taksim» - музыкальная импровизация, обычно исполняемая как соло одного инструмента как «Oud», «Nay» или аккордеон с возможным добавлением ударного инструмента. Музыкант во время исполнения «Taksim» виртуозно димонстрирует свои способности импровизации, а танцовщица передаёт зрителю саму сущность и эмоциональность композиции. Данная интерпретация является очень индивидуальной, её невозможно выучить так как она исходит от самой личности танцовщицы. Обычно «Taksim» - это медленная эмоциональная и наполненная чувствами музыка. Окончание композиции обычно предполагает использование ударного инструмента по нарастающей и быструю концовку.



Классическая музыка - это Oum Kalthoum, Warda, Abd el Halim Hafiz, Abd el Wahab и другие. Из аксессуаров чаще всего используется вейл или тарха (платок), который танцовщица скидывает и в конце подбирает, чтобы закончить танец. Также использовать можно сагаты (цимбалы). 

Костюм турецких танцовщиц имеет много отличий от египетских, что также влияет на впечатление от танца. Юбки турецких «bedla» носят выше, чем египетские и намного больше используются боковые разрезы – таким образом ноги танцовщиц видны целиком. Также намного чаще, чем в Египте используются туфли на высоком каблуке. Классический египетский костюм - лиф и пояс (Bedla), а в последнее время большей популярностью пользуются беспоясные костюмы и платья. 

 
Шоу BellyDance
Отличается от других направлений, тем, что это более свободная интерпретация танца живота. Нет ограничений в выборе музыкального материла. Это может быть как популярная музыка или песня ориентального напраления. Также это может быть микс ориентальной музыки с любыми другими музыкальными стилями. Например: хип-хоп, классическая музыка, диско и т.д. В выборе танцевальной лексики также нет каких-либо канонов и ограничений. Главное - суметь выбранными средствами донести до зрителя идею танцевальной композиции, заставить зрителя быть соучастником происходящего на сцене. Костюм в этом танцевальном направлении играет особую и очень важную роль. Он может как помочь в создании интересного, самобытного образа, так и погубить интересную идею танцевальной композиции. В общем, Шоу BellyDance - это всегда эксперимент, который позволяет танцовщице и постановщику самовыразиться, будучи не скованным традициями и другими ограничениями, которые есть в классическом и народом стилях. 

Невозможно в процентном соотношении определить количество элементов непосредственно танца живота и танцевальной лексики другого танцевального направления в Show Belly Dance, да этого и не нужно делать. Но владение техникой Belly Dance является основополагающим. При этом сколько движений сделает танцовщица или танцовщик из беллидэнс, а сколько из другого танцевального направления, не важно. Хорошая техника исполнения может быть продемонстрирована и в десяти движениях., все остальное - дело хорошей грамотной и интересной композиции и художественного исполнения. Конечно, приветствуются интересные находки, идеи в постановке. А также зрелищность. В этом виде танцевального направления скрыты очень большие, почти неограниченные, возможности заинтересовать и вовлечь зрителя в свой небольшой сценический спектакль.

В данной категории композиция может включать в себя любые танцевальные направления, реквизиты – мечи, сабли, канделябр и цирковые элементы. Здесь может использоваться практически любая музыка, в том числе и арабская попса. В шоу-беллиданс входит и fusion (фьюжн - это смешение стилей с разной культурой, например, арабского с испанским, так называемая андалузия, или арабский с индийским). В России имеется ещё одно направление - фитнесс-беллиданс. 


Фольклор 
В каждой восточной стране есть свой народный танец, называемый фольклор. Самыми известными стилями являются Raks Al Assaya (танец с тростью) или Саиди, Baladi, haligi (танец Персидского Залива), haggala, Eskandarani (Александрийский танец), shamadan (танец с канделябром, исполняемый традиционно на свадьбах), dabke (Сирийская, Ливанская и другие), Ghazee (танец цыган), Nouba dance (Нубийский танец), Фаляхи (танец крестьян) и другие. Народный костюм представляет собой платье или galabeya с поясом.




Что такое "кабаре" в египетском понимании. 

Когда Бадия Масабни в 20-30 годах прошлого века раскрутила своё "Кабаре", в понимании посещавших это заведение египтян оно стояло значительно выше каирских ночных клубов, оно воспринималось как Эстрадный Театр в европейском стиле. Посетить его считалось престижным, работать там - тоже. Работа в "Кабаре" солисткой или солистом(певцом)открывала двери в кино - практически все звёзды "Кабаре" стали звёздами кино. Перечислять их не буду, о них много написано. 

То было время (они длилось до конца 60-х годов прошлого века), когда стать артистом было не стыдно, девушки и юноши из "приличных" семей, уйдя в искусство, подняли его уровень. Это был золотой век египетской культуры. 

Но прошло время, одним из "братьев-мусульман" прямо на параде был убит президент Садат, под влиянием наступающего ислама с экранов телевизоров почти убрали беллиданс, и всё поменялось - работа артиста и танцовщицы в глазах части населения стала не престижной, "противной богу". Знакомые слова, не так ли? Даже в Европе ещё не так давно "лицедеев" хоронили за чертой кладбища, как самоубийц. Ещё недавно весёлый Египет, бары и рестораны которого были заполнены семейными парами египтян, причём туалеты женщин были довольно открытыми, и все спокойно потягивали виски или вино, вдруг закрылся в одежде и как бы вернулся во взглядах на много лет назад. 

Теперь слово "кабаре" звучит по другому. Теперь к кабаре относятся все развлекательные заведения, расположенные в отелях и вне отелей на улице Пирамид. Это как бы особое артистическое гетто, объединяемое одним: там на артистов бросают деньги. Есть такие заведения и в центре города, но там их немного. Поменялась и публика в подобных заведениях: это в основном мужчины ( порядочная женщины туда придти не может), их подружки, включая проституток, а также любопытные иностранцы. 

Более приличная семейная публика ходит на программы в ночные клубы 5-звёздных отелей( их осталось мало), в рестораны и на корабли, плавающие по Нилу. И конечно, в Оперу. 
Слово "кабаре" меньше чем за столетие успело побывать символом высокого вкуса и престижного места - и опустилось до заведения низкого уровня, чуть ли не притона. 




Щааби 


Об этом стиле танце рассказывает Nour. 
Танец щааби, как особый стиль, больше всего определяет сама музыка. Музыка щааби имеет много направлений, но наиболее распространенный в наше время щааби - тип песни Рико, под которую я исполняла танец на концерте 18 мая 2005 года. Тогда мы представили его как "городской шансон" , а Рико- как египетского Шуфутинского. Это не совсем точное определение, но лучшее пока подобрать не могу. 

Щааби современный народный стиль, очень вольный в подборе движений - своего рода "каша" из народных танцев разных стилей. Но если ваш стиль более "интеллигентен" и вы больше тяготеете к ракс эль-шарки, то можете исполнить танец более элегантно, используя там и движения классического ракс эль-шарки. Очень многое, повторяю, определяет музыка - под грубую музыку с соответствующими словами вы, конечно, элегантно не станцуете. Я "грязного, уличного" щааби не танцую, это не мой стиль. 
А подбор музыки для щааби в ваших руках .

В Египте этот танец считается фольклором, исполняется в платье - саиди или скандарани, или в галабее, в которой танцуют бэледи. 
У нас в стране, на мой взгляд," грязный "щааби идёт в номинации фольклор. Но когда мелодии щааби исполняют известные современные певцы, мелодии красивые, а исполнительницы очень техничны, то такие танцы идут в номинации ракс эль-шарки. Можно использовать для этих номеров закрытые нефольклорные платья.